Самые смелые компании заявили о
возобновлении кредитования. Однако условия получения кредита многим
покажутся непривлекательными. В большинстве случаев реальная процентная
ставка составляет чуть меньше 30%. Более того, размер первоначального
взноса составляет, как минимум 25% от стоимости автомобиля. Получить
кредит сейчас непросто. Банки скрупулезно проверяют все данные о
заемщике. В некоторых учреждениях для получения положительного ответа
официальный доход заемщика должен быть в три раза выше, чем суммарный
ежемесячный платеж по кредиту. Учитывая то, что многие компании платят
своим сотрудникам зарплату «в конверте» массовое возобновление
кредитования не предвидится. Более того, после того как банки в
начале кризиса в одностороннем порядке повысили процентные ставки по
гривневым кредитам, доверие к таким финансовым учреждениям оказалось
подорванным. Те, кто брал кредит в иностранной валюте, пострадал еще
больше. Вряд ли кто-то из заемщиков, вошедший в кризис с долгами,
посоветует своим близким связываться с кредитами на автомобиль. В
прошлом году продажи автомобилей в кредит составляли около 70% от
общего объема, сейчас этот показатель колеблется на уровне 4-6%. Надежд
на увеличение кредитных продаж немного. У дилеров тем временем
скопились огромные склады. По информации Всеукраинской ассоциации
автоимпортеров и дилеров сейчас на складах находится порядка 70 тыс.
автомобилей. При нынешних темпах продаж таких запасов хватит до конца
2009 года. Естественно, избыток товара приводит к падению цен.
Однако в автомобильном мире не все так однозначно. Многие «серые»
дилеры уже распродали свои склады. Скидки в некоторых случаях достигали
50%. Однако активными распродажами занимались те, кто хотел закрыть
бизнес. Те, кто решил продолжить торговлю автомобилями, вынужден был
держать цены. Заманивать покупателей скидками вынуждены и
официальные дилеры. Конечно, тут нет такого дисконта как у «серых», но
долларовые цены значительно уменьшились. Однако «падающая» гривна
испортила всю картину. Теперь цены в гривнах гораздо больше, чем были
до кризиса. Большинство экспертов сходятся во мнении, что
изменения ситуации стоит ждать осенью. Многое зависит от дальнейшей
судьбы 13% надбавки к пошлине на автомобили. 6 сентября заканчивается
ее срок действия. В случае отмены этой надбавки, стоит ожидать
снижения цен на автомобили 2008 года выпуска. Дилерам потребуются
оборотные средства для ввоза новых машин, и они будут вынуждены
«сливать» застоявшийся товар. Однако в сентябре уже будет
работать парламент. Одни из вопросов, который депутаты рассмотрят в
первую очередь, будет касаться таможенных тарифов. Вполне возможно, что
для поддержки отечественного автопрома будут предприняты определенные
действия, сдерживающие импорт. В таком случае надеяться на то, что
автомобили подешевеют, не стоит.
|