Обобщив
последние статистические данные, экономист Нуриэль Рубини, прославившийся как
предсказатель кризиса, составил список из 14 счастливцев: Австралия, Бразилия, Египет,
Индия, Индонезия, Канада, Катар, Китай, Ливан, Норвегия, Перу, Польша, Филиппины,
Франция. Легко заметить, что в списке есть все члены БРИК, кроме России, хотя все это
очень разные экономики. Именно эти экономики лучше других переживают кризис и могут
первыми начать расти, пишет Рубини в своей колонке "Есть ли светлые пятна в картине
глобальной рецессии" в американском журнале Forbes. Это страны разного уровня развития и
из разных регионов, но у них есть общие черты — прежде всего меньшая финансовая
нестабильность, достигнутая благодаря сравнительно жесткой системе регулирования, слабо
развитый финансовый рынок и проведение властями активной контрциклической бюджетной
политики.
Так же как Бразилия, Россия переживает коллапс в сфере инвестиций и промышленности,
резкое сокращение экспортных доходов. Но Бразилия в отличие от России в годы бума смогла
диверсифицировать экспорт, при этом ее финансовая система считается хорошо регулируемой,
а внутреннее потребление мало зависит от кредита, что помогло сохранить спрос. Активное
проведение в жизнь мер господдержки уже начинает давать плоды. МВФ прогнозирует в 2009 г.
рост на 1,3%.
Так же как Норвегия или Катар, Россия получала значительные доходы от продажи нефти и
газа и смогла в последние годы накопить значительные средства в резервном фонде. Но у
Норвегии и Катара удельный вес резервов оказался выше, что позволило правительству
серьезно снизить процентную ставку, стимулировать промышленность, поддержать социальную
сферу и инфраструктуру. Аналитики ожидают, что Норвегия первой среди развитых экономик
начнет восстанавливаться: после спада в 2009 г. в пределах 2% рост возобновится в 2010 г.
Суверенный фонд Катара уже возобновил зарубежные инвестиции, а резервы России будут
потрачены в 2010 г. на финансирование бюджетного дефицита.
Сложнее сравнивать Россию с Китаем или Индией. Эти страны смогли сохранить серьезный
внутренний спрос, что сгладило последствия от падения экспорта. В Китае агрессивное
бюджетное и налоговое стимулирование перезапустило рост в первой половине 2009 г. Эти
стимулы добавили риска надувания пузырей, перепроизводства и роста плохих долгов. Но
внутренний спрос оказался сильнее, чем ожидалось. МВФ прогнозирует 7,5%-ный рост в 2009
г.
В Индии рост снизится с 8-9% до 6% в 2009 г. Позитивными факторами на фоне кризиса стали
большие внутренние сбережения, в том числе корпоративные, которые сейчас питают
инвестиции. Госрасходы, в том числе предвыборные, сыграли ключевую роль в поддержании
спроса. Коррекция нефтяных цен смягчила торговый дефицит, и даже IT-экспорт почти не
пострадал.
По оценке ООН, Россия наряду с Украиной и Казахстаном составила тройку наиболее
затронутых кризисом экономик СНГ. Между тем Россия вполне удовлетворяла первому условию,
общему для успешных в кризис стран: ее финансовый рынок не был среди самых вовлеченных в
глобальный финансовый угар. Но антикризисная политика российского правительства,
очевидно, оказалась медленной и непоследовательной. Мы можем не стыдиться валового объема
заявленной государственной помощи, но достигла ли она адресатов, до сих пор не ясно.
Налоговое стимулирование бизнеса явно недостаточно — в том числе потому, что
финансировать огромные расходы бюджета нечем. Внутренний спрос слишком сильно зависел от
экспорта ресурсов и кредитования. Неопределенность ситуации с курсом рубля (девальвация
на фоне заявлений об обратном) тоже, вероятно, стала негативным фактором для российского
потребителя.